Загрузка

Британский парусный флот и …. оптимизация процессов.


«Больше трети музыкантов на протяжении всей оперы были задействованы менее чем на 40 %, оптимизация процессов не проведена …»

— из отчета менеджера по организации производства после посещения концерта.

Интересно переплетаются в человеке профессии и хобби. В детстве мне были интересны книги о море и путешествиях, в молодости занимался разным спортивным туризмом (горным, пешим, водным, спелео) и дайвингом, а потом уже работа (оптимизация процессов, преподавание на EMBA и управленческое консультирование) привела к яхтам. Затронул тему всего чуть-чуть, но интересно!!! А ведь мир познается через субъективное восприятие.

Пару лет назад один из приятелей с которым ходили под парусом, посоветовал почитать двух авторов, писавших о британском флоте начала 19 века: Патрика О’Брайена — серия «Хозяин Морей» и Сессила С. Форестера- серия о капитане Хорнблауэре. Прочитал. Впечатлило. Речь о военном парусном флоте…Оба автора писали на основе реальных первоисточников того времени: шканечных журналов кораблей, отчетов, приказов и других документов Адмиралтейства. Художественные там были разве что конкретные образы. Чрезвычайно интересно. Но, при чтении профессия заставляет пропускать информацию через те категории мышления, которые уже наработаны.

В результате – восхищение. Насколько роскошно отработана была система организации в этом самом флоте в начале 19 века! При этом постоянная и очень жесткая проверка на эффективность. Стихия и длительная война с Наполеоном – очень жесткие критерии – жив или нет, выиграл или проиграл.

Сочетание жестких правил и требований со стороны малопредсказуемой среды (море + противник), проявление инициативы и принятие ответственности, очень ясная моральная и материальная мотивация, четко определенные социальные лифты, рациональная (по большей части) бюрократия и полная самостоятельность при принятии решений в рамках поставленной задачи. Адмирал не имеет права указывать капитану, как именно вести судно на котором он находится.

Парусный корабль того времени – самоорганизующаяся единица. От вербовки моряков, до ремонта корабля (дерево  — распространенный материал, топливо не требовалось), от организации снабжения продуктами при длительных походах, до быстрого обучения новобранцев. Например, срок подготовки квалифицированного матроса-артиллериста был не менее 3 месяцев, порох для тренировок капитан, зачастую, покупал на свои деньги. А если новобранцев на корабле было много, то срок и качество их подготовки определяли выигрыш или проигрыш корабля в бою.

Минимальное время между залпами (от 2-х до 5 минут) отрабатывалось не хуже операции смены колес на Формуле 1. Критерий — жизнь корабля и всех на нем находящихся.

Британская экономика, на тот момент, очевидно, наиболее мощная в мире, позволяла иметь свыше 90 только больших трехпалубных линейных кораблей не говоря уже о более мелких судах. Однако, содержать их в постоянной боеготовности было дорого даже для Объединенного Королевства. Поэтому, запас кораблей на консервации, приводятся в боеготовность только по необходимости, тогда же производится и вербовка матросов. Т.е., мощности вхолостую не работают – к вопросу о минимизации затрат при современных экономических реалиях.

Относительно мотивации и стимулирования:

  • Для матросов был открыт путь к карьере через чин мичмана и затем сдачу экзамена на лейтенантское звание (прием экзамена тремя капитанами по весьма обширному кругу вопросов), далее рост зависел от успехов и выслуги лет вплоть до адмиральского чина и возможного титула Пэра Англии.
  • Офицер находящийся на берегу в ожидании назначения на корабль — жил на половинном жалованье (очень небольшом).
  • Офицер, чем-либо запятнавший себя или не имеющий хорошей репутации,  мог нового назначения не получить, либо ждать весьма долго.
  • Реальная материальная обеспеченность была связана с результатами — как продвижение по карьерной лестнице, так и (в большей степени) получение вознаграждения за Призы (захваченные неприятельские корабли и их груз), которые выкупало Адмиралтейство.
  • Команда – отдельно рядовые матросы, отдельно офицеры, капитан и вышестоящий адмирал – все имели заранее оговоренную долю в призовых деньгах. Зачастую, именно призовые деньги были поводом для вербовки матросов на тот или иной корабль, под команду того или иного капитана.
  • Призовые деньги делились между всеми кораблями участвующими в бою и находящимися на прямой видимости в момент захвата призового судна.
  • За каждого освобожденного раба Адмиралтейство также выплачивало денежную премию (что вполне эффективно ориентировало военный флот на борьбу с работорговлей)

Очень интересна система логистики — вплоть до маркировки бочонков со свининой и учета где и когда произвели, где и в каких условиях хранили (брали ли в плаванья), правил списания и уничтожения испорченных. В общем, многие вещи из известного стандарта ISO 9001 явно не сегодняшнего изобретения.

Повторяющиеся действия, были стандартизованы и отточены до мелочей. Там, где повторения или прямого указания быть не могло руководствовались ценностями и здравым смыслом.

Конечно, система была консервативна, новые подходы внедрялись с трудом, корабли сильно зависели от причуд капитанов,для матросов было возможно физическое наказание и т.д.  Проблем было много. Но, с точки зрения самоорганизации, с точки зрения противостояния стихии на сравнительно небольших деревянных кораблях, использующих лишь силу ветра и силу человека, это, на мой взгляд, выдающийся пример построения эффективной организации, адекватной для существоваших условий.

Вот такие мысли возникали при прочтении художественной литературы о парусном британском флоте начала 19 века, 200 лет назад. Что значит, влияние профессии — интерес — как должна быть устроена организация чтобы максимально эффективно работала, что возможно стандартизовать, а что нельзя, как стимулировать людей, как должна быть обеспечена оптимизация процессов  и прочее и прочее…

 

Вернуться