Кураторство и менторинг
В НИСКУ существует два типа профессионального развития консультантов по управлению: кураторство и менторинг.
Кура́тор — тот, кто наблюдает за ходом определённой работы или процессом сертификации соискателя сертификата. Дляобеспечения качественной подготовки консультантов - соискателей к процедуре сертификации Комитетом по сертификации (коллегиальным решением) назначаются 2 куратора из состава членов НИСКУ или внешних СМС-консультантов.
Каждый куратор проходит специальную программу обучения в НИСКУ или ICMCI. Кураторство регламентируется «Положением о сертификации индивидуальных консультантов по управлению по международному стандарту International Council Management Consulting Institutes».
Кураторы проводят экспертизу представленных Соискателем материалов, оценку уровня знаний и компетенций Соискателя в соответствии со Стандартами ICMCI, заполняют соответствующий Протокол оценки и передают все материалы руководителю Комитета по сертификации НИСКУ.
Обязательной основой для оценки Соискателей является Модель компетенций, утвержденная ICMCI (См. The competence framework and the associated range statements (https://www.cmc-global.org/sites/default/files/public/CMC/appendix_2_-_cmc_competence_framework_range_statements_cmc002a.pdf) При проведении оценки, каждый раздел компетенций оценивается с помощью различных инструментов и методов, рекомендованных ICMCIи Комитетом по сертификации НИСКУ при обучении асессоров и Кураторов.
Для оценки используются следующие инструменты и методы:
̶ Анализ CV и документов: сертификационных, образовательных, о повышении квалификации и т.п.
̶ Внешняя оценка, отзывы клиентов/партнеров
̶ Описание кейсов по проектам и проблемам клиентов, требующих решения
̶ Структурированное интервью при личном собеседовании Куратора с Соискателем.
Главным и обязательным методом оценки является структурированное интервью при личном собеседовании Кураторов с Соискателем, которое может продолжаться 1,5-2 часа.
Кураторы обмениваются своими мнениями и оценками по всем заданным критериям и независимо друг от друга заполняют «Протокол оценки Соискателя». Соискатель также может дополнительно получить обратную связь и принять участие в оценке своих компетенций от других членов НИСКУ (в рамках системы категорирования консультантов А. И. Пригожина).
Кураторами составляется общее «Заключение о допуске Соискателя к международной сертификации». Кураторы-асессоры в Заключении отражают:
- уровень профессионального развития и роста Кандидата,
- этику его консультационной деятельности,
- степень участия в жизни сообщества
и дают рекомендации по профессиональному развитию Кандидата.
В случае, если Соискатель не был допущен к публичной сертификации, то он может апеллировать в Комитет по сертификации на решение Кураторов и в Совет НИСКУ на решение Комитета по сертификации.
В случае пересертификации по процедуре «Легкое касание» кураторы-асессоры проводят экспертизу представленных Кандидатом материалов и личное собеседование с ним очно или дистанционно. После окончания личного собеседования Кураторы-асессоры заполняют формат Заключения, в котором отражают: уровень профессионального развития и роста Кандидата, этику его консультационной деятельности, степень участия в жизни сообщества и дают рекомендации по профессиональному развитию Кандидата.
Значимость кураторства для консультантов СМС:
- Развитие собственных компетенций
- Коучинг соискателя
- Соотнесение используемых методов с методами, которыми пользуется соискатель
- Рефлексия собственного опыта
- Возможность создать деловые и дружеские связи и отношения
- Осязаемость прогресса: можно видеть, к какому результату привело взаимодействие с соискателем.
Ментор в современной трактовке — это консультант, эксперт в своей области, который помогает менее опытному консультанту строить работу с клиентами, развивать полезные качества и избегать типичные ошибки. По сути, это наставник, который добился успеха и готов делиться своими секретами с другим консультантом. Он фокусируется на глобальных вещах: достижении целей и профессиональном росте.
Ментор полезен тем, что он:
- Обладает большим опытом. Ментор прошел через разные ситуации консалтинга и знает, как решать задачи, с которыми начинающий консультант может сталкиваться впервые. Он делится опытом, и консультант может учиться на чужих ошибках.
- Видит более полную картину. Ментору со стороны легче объективно оценить ситуацию консалтинга и ее перспективы. Вместе с ним консультант выстраивает стратегию развития, расставляет приоритеты, определяет первостепенные цели конкретного проекта и понимает, как их достигать.
- Задает правильные вопросы. Ментор помогает взглянуть на ситуацию под новым углом и найти неожиданное решение проблемы в трудных ситуациях.
- Поделится полезными контактами. У хорошего ментора много коллег и знакомых из разных сфер. Если понадобится, он может предоставить соответствующие рекомендации.
- Поможет конкретными действиями. Он может проконсультировать по конкретным вопросам или даже сделать рекламу консультанту через свои каналы.
Члены НИСКУ, желающие пройти менторинг, могут обращаться в Комитет по взаимообучению.