Кто является консультантом по управлению?
При разработке профессионального стандарта консультанта по управлению в НИСКУ было принято, что основной целью данного вида профессиональной деятельности является:
«Повышение эффективности управленческой деятельности в объектах управления (коммерческие или государственные организации, территории, некоммерческие объединения, сети) посредством проведения профессиональной экспертизы, предоставления рекомендаций и оказания содействия при подготовке, принятии и реализации управленческих решений лицам, обладающим соответствующими полномочиями (руководители объектов управления, принимающие решения).»
С учетом системных оснований профессии было выделено 4 обобщенных трудовых функции консультанта по управлению:
- консультирование по отдельным функциям и подсистемам управления;
- консультирование по системе общего и оперативного управления;
- консультирование по стратегическому управлению;
- консультирование (супервизия) консультанта по управлению.
В рамках принятой классификации ОКВЭД 70.22 «Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления» включает варианты узких специализаций (направлений) в области управленческого консультирования: стратегический консалтинг; консалтинг в области управления изменениями; консалтинг по оптимизации бизнес-процессов; кадровый консалтинг (в области управления человеческими ресурсами); консалтинг в области обучения, развития и управления знаниями; консалтинг в области корпоративного управления; операционный консалтинг; маркетинговый консалтинг; консалтинг по системам качества и эффективности; консалтинг по инновациям и творчеству; консалтинг в области контроллинга; консалтинг в области сотрудничества и командообразования; консалтинг в области организационной культуры и др.
Требования к консультанту по управлению, члену НИСКУ включают образование и опыт работы
Требования к образованию и обучению: Высшее образование - бакалавриат, специалитет или магистратура (предпочтительно в области экономики, предпринимательства, финансов, управления). Дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации или профессиональной переподготовки в области профессиональной специализации (функций или подсистем управления).
Требования к опыту практической работы: не менее 3-х лет непрерывного стажа по управленческому консультированию вне или внутри организаций (или других объектов управления) либо опыт самостоятельного выполнения не менее трех консультационных проектов по своей консалтинговой специализации (организационному развитию, управлению человеческими ресурсами, управлению производственными системами и процессами, антикризисному управлению, управлению качеством, управлению рисками и т.п.)
На основе рекомендаций Международного совета институтов управленческого консультирования (International Councilof Management Consulting Institutes) www.icmci.org в НИСКУ разработан национальный стандарт требований - необходимых компетенций сертифицированного консультанта (certified management consultant) - члена национального института сертифицированных консультантов по управлению:
Бизнес-компетенции | |
А. Понимание бизнеса клиента: понимает внутренние и внешние факторы, влияющие на проекты. | В. Понимание бизнеса консалтинга: понимает консалтинговую среду, ее коммерческие аспекты. |
Технические компетенции | |
С. Функциональная специализация: Признанный эксперт в своей области. | D. Навыки консалтинга: Участвует в управлении, определяет сферу клиентских заданий. Управляет ожиданиями клиента и других заинтересованных сторон. Привлекает опыт других при необходимости. |
Широта навыков и опыта | Продолжающееся обучение и развитие |
Ценности и поведенческие компетенции | |
E. Этика и Профессионализм: Работает профессионально и честно во всех поведенческих ролях, придерживаясь кодексов лучших практик в интересах клиента. | F. Аналитические навыки: Применяет аналитическое мышление, чтобы обеспечить надежные и адекватные клиентские решения |
G. Личная Взаимодействие: Принимает и поддерживает ответственность за действия в ходе работы. Эффективно взаимодействует с другими для достижения желаемых результатов. Демонстрирует влияющие навыки и навыки общения. | H. Личное развитие: Продолжение обучения и развития. Планы саморазвития и «послужной» список личностного роста. |
Следующие критерии (требования) являются основанием для ассессмента на подтверждение профессиональности и этичности работы сертифицированного консультанта по управлению НИСКУ:
1. Ценности и поведение
1.1. Ценности, профессионализм и этика.
1.2.Аналитические способности:
- Наблюдательность и аналитичность,
- Концептуальность и решение проблем.
1.3. Способность к взаимодействию (личное общение):
- Сложность, гибкость и разнообразие;
- Коммуникации и презентации
- Ответственность и надежность;
- Влияние.
1.4. Развитие личности:
- Целеполагание и управление временем;
- Саморазвитие.
2. Технические компетенции
2.1. Функциональная специализация:
- Знания и навыки
2.2. Навыки консультирования:
- Ориентация на клиента;
- Управление проектами
- Процесс консультирования;
- Знания (теории) консалтинга
- Партнерство и социальные связи
- Методы, методики, процедуры
- Оценка рисков и управление качеством
3. Понимание бизнеса
3.1. Знание консалтингового бизнеса:
- Консультационная среда (рынок, конкуренты и партнеры);
- Контрактинг.
3.2. Широта кругозора:
- Широта взгляда на мир (знание смежных аспектов);
- Знания в сфере бизнеса;
- Понимание клиента/результат.
Процедура оценка описана в Положении о сертификации.