Перспективы изменений в процедуре сертификации.
Председатель Экспертного Совета по сертификации,
вице-президент НИСКУТатьяна Лобанова
В начале 2012 года решением Общего собрания Национального института сертифицированных консультантов (НИСКУ) был создан Экспертный совет по сертификации, как постоянно действующий орган НИСКУ. Целями деятельности Экспертного совета является развитие и совершенствование национального стандарта управленческого консультирования, поддержание его соответствия международному стандарту The Certified Management Consultant (CMC), проведение независимой, экспертной оценки управленческих консультантов в России на соответствие стандарту Сертифицированного консультанта по управлению. Члены Экспертного Совета были избраны на общем собранииНИСКУпутем рейтингового голосования в количестве 10 человек, включая Председателя Совета, избираемого отдельно как вице-президент НИСКУ. Каждые 2 года Экспертный СоветНИСКУобновляется на 25% с целью сохранения преемственности и увеличения числа членовНИСКУимеющих опыт и способных осуществлять независимый, экспертный ассессмент по стандартам и процедурам НИСКУ. В настоящий момент в Экспертный совет входят 12 сертифицированных консультантов по управлению, имеющих неоднократный опыт пересертификации по стандарту ICMCI.
Сертификация российских консультантов по управлению в соответствии с международным стандартом International Council of Management Consulting Institutes (ICMCI) началась в 2004 году. Сама процедура несколько раз модифицировалась, поскольку меняется время, меняются требования к консультантам, меняются стандарты ICMCI – организации, возраст которой уже 25 лет.
Экспертный совет приступил к обсуждению процедуры сертификации осенью 2012 года и в настоящий момент идет активная работа по внесению изменений в Положение о сертификации 2009 года, в Оценочные листы соискателей, в требования к соискателям и кураторам, и другие документы.
Дело в том, что в 2012 году в ICMCI был принят стандарт сертификации, который несколько отличается от стандарта нашего Национального института сертифицированных консультантов по управлению (НИСКУ). Он предполагает обязательные и рекомендательные положения. В качестве обязательных принято:
- Сертификационный процесс должен состоять из двух отдельных этапов:
- изучение и анализ представленных документов и
- личное общение с кандидатом.
- Документы кандидата должны включать: заявление, анкету, подробное резюме, дипломы и сертификаты, не менее 3 кейсов с подробным описанием этапов, целей и результатов обучения, контактов клиента и его отзывов.
- По двум кейсам должны быть получены рекомендации - отзывы устно или письменно, в установленном формате.
- Процесс сертификации должен быть обеспечен регламентом, утвержденными формами анкет, чек-листов и пр.
- Документы должны изучаться одним профессиональным асессором, встреча проводиться двумя асессорами.
- Ассессоры могут быть CMC или внешние ассессоры, обученные стандартным сертификационным технологиям.
- Модель компетенций, утвержденная Конгрессом ICMCI, должна являться обязательной основой для оценки кандидатов в ходе сертификационного процесса.
- При проведении оценки, каждый кластер (раздел) компетенций должен быть оценен дважды с помощью различных инструментов и методов, которые рекомендованы ICMCI в приложении к данному стандарту.
- Каждый кандидат должен согласиться с Национальным кодексом этики, разработанным на основе международного кодекса.
I.Ценности и поведение соискателя. Включает оценку 4-х компетенций:
1. Профессионализм и этика
2. Аналитические способности (2 подкритерия)
3. Способность к взаимодействию (4 подкритерия)
4. Развитие личности соискателя. (2 подкритерия)
II. Технические компетенции. Включают:
5. Знания и навыки по функциональной специализации консалтинга
6. Навыки консультирования (7 подкритериев)
III. Понимание бизнеса
7. Знание консалтингового бизнеса (2 подкритерия)
8. Широта кругозора (3 подкритерия)
К инструментам и методам оценки данных компетенций Стандарт ICMCI относит:
1. Анализ пакета документов. Application.
2. Анализ образовательных и сертификационных документов, о повышении квалификации
QUALIFICATIONS.
3. Внешняя оценка клиентами. CLIENT REFERENCE.
4. Письменный экзамен. EXAMINATION.
5. Конкретные ситуации. Описание кейсов по проектам и проблемам клиентов, требующих решения. CASE STUDY.
6. Интервью. Личная встреча с кандидатом. FACE TO FACE.
В 2012 - 2013 годах Экспертный совет НИСКУ продолжил обсуждение существующей процедуры сертификации. Был разработан Вопросник структурированного интервью куратора (асессора) с соискателем в соответствии с Моделью компетенций ICMCI. На основании списка базовой литературы по управленческому консалтингу составлен Тест для определения уровня профессиональных знаний соискателя, а также находится в стадии написания Словарь профессиональных терминов в области консультирования по управлению.
Обсуждению процедуры и критериев сертификации было уделено внимание и на прошедшей 12-14 июня2013 г. Конференции НИСКУ в Томске. Наибольшие споры возникли по поводу того, зачем (для чего) мы проводим сертификацию. Чего мы хотим достичь процедурой оценки (к какому результату придти)?
Отвечая на данный центральный вопрос, консультанты – члены Экспертного совета пришли к следующим выводам:
С точки зрения профессионального сообщества
Сертификация осуществляет профессиональный фильтр, отбор «соответствующих стандарту» консультантов, удовлетворяющих требованиям международного стандарта ICMCI. Сертификация обеспечивает уровень, ниже которого человек не считается профессиональным консультантом по управлению.
Сертификация формирует единое поле понимания консультантами друг друга, среду, культуру, образцы деятельности и поведения по отношению к клиентам, коллегам, партнерам, а также доверие, возможность поручиться за коллег.
Сертификация является способом развития профессии и появления новых квалитетов для а) консалтинга и б) управления.
Сертификация снижает риски для клиентов.
С точки зрения самих консультантов
Сертификация позволяет зафиксировать принадлежность к профессии, пройти профессиональный фильтр, определить свои компетенции (сильные стороны и развитие).
Сертификация дает возможность консультанту приобрести статус и дополнительный вес в профессиональной среде и среди клиентов.
Сертификация дает консультанту внутренние профессиональные ориентиры, показывает пути профессионального развития.
На Конференции в Томске была сформирована Рабочая группа по изменению процедуры и критериев сертификации, которая приступила к работе.
На данный момент группой в очном и скайп-режиме были обсуждены следующие вопросы:
1. Количество кейсов и документы для предоставления на сертификацию. Требования НИСКУ и ICMCI здесь отличаются. Уточняющая информация будет получена Президентом НИСКУ на Конгрессе ICMCI в Вильнюсе 3-5 июля2013 г.
2. Критерии оценки соискателей.
Критериями оценки соискателей указанные в Оценочном листе кураторов и Оценочном листе сертификации на сегодня являются следующие вопросы:
I.Являются ли представленные кейсы действительно консультированием по управлению? (вопрос имеет 7 под-критериев)
II. Действительно ли основным источником доходов являлось консультирование по управлению?
III. Действительно ли можно говорить о работе по управленческому консультированию в объеме 1200 час. в год?
IV. Соответствует ли знаниевая подготовка стандартам ICMCI и НИСКУ? (вопрос имеет 5 подкритериев)
V. Наличие профессиональных компетенций и навыков (вопрос имеет 7 под-критериев)
VI. Этическая компетентность соискателя.
Критериями оценки экспертами на сертификации являются:
I.Содержание презентации (5 под-критериев)
II. Качество взаимодействия с аудиторией.(5 подкритериев)
Как было представлено выше, данные критерии отличаются от Модели компетенций ICMCI.
3. Шкала оценки.
В настоящий момент для оценки Соискателей использовалась 10-ти бальная шкала. Предлагается 4-х бальная.
4. Два раздела Положения о проведении сертификации.
Обсужден раздел «Общие положения» и раздел «Процедура сертификации».
Рабочая группа планирует представить Проект нового Положения о сертификации для общего обсуждения членами НИСКУ к октябрю 2013 года.