История НИСКУ

Во всем мире действует принцип: «меньше лицензий — больше сертификатов», это значит, что государственная власть старается выводить свои полномочия и прерогативы из рынка и предоставлять профессиональным объединениям (саморегулирующимся организациям, как их принято называть) самим определять критерии качества работы в этих областях, а также ранжировать участников рынка.

Поиски и сомнения

В области управленческого консультирования уже несколько раз предпринимались попытки осуществлять подобную сертификацию. В 1993 году на одной из конференций Ассоциации консультантов по управлению и организационному развитию (АКУОР) обсуждался вопрос о расценках на консультационные услуги. И что же? Все зашли в тупик, когда открылась простая истина, что расценки не могут быть одинаковыми и, сильно зависят от уровня квалификации консультанта. А вот кто и как будет определять этот уровень квалификации для рынка? Вопрос остался без ответа. То были времена дикого бизнеса, повышенной конфликтности, и мы едва ли не все согласились с тем, что «сейчас не время». Каким-то аналогом сертификата был, конечно, диплом, выдаваемый Школой консультантов по управлению Академии народного хозяйства при правительстве РФ. Но аналогия здесь отдаленная. Во-первых, диплом дается пожизненно, а во-вторых, это документ государственный, что противоречит самой идее, обозначенной в начале. Получили хождение и другие сертификаты, критерии и процедура получения которых были весьма невнятны.

Между тем, наше профессиональное сообщество консультантов по управлению расширялось численно, зрело, возникали новые и новые объединения (их наверное, всего было 12). Правда, большинство из них оказывались номинальными, никаких конференций не проводили, а ведь это главный признак деятельности общественной организации, не так ли? Но вопрос возникал снова и снова. И вот на летней конференции АКУОР в 2001 году мы решили действовать. Что побуждало нас к этому?

Осознание целей

Причины следующие:

Быстрое расширение рынка консалтинговых услуг по управлению с неизбежностью привело туда массу пришельцев из смежных сфер деятельности: юристов, психотренеров, «игровиков» и тому подобных. Поскольку объем реального спроса стал опережать квалифицированное предложение, новички заполняли его некачественным продуктом, вызывая у клиентуры не только отторжение конкретных консультантов и фирм, но и негативное отношение к работе консультантов по управлению в целом. Иначе говоря, усилилась «порча поля». Отсюда цель – дать ориентиры клиентам.

В каждой профессиональной среде люди знают, кто чего стоит. Клиентура не всегда может умело определить уровень предлагаемых ей услуг: в силу незнания критериев профессионализма, отсутствия возможности сравнения с другими, а то и под влиянием прямого убеждения, введения в заблуждение. Ведь известно, что в начале ХХ века цирковые борцы съезжались в Гамбург на закрытые состязания с тем, чтобы разобраться между собой, кто на самом деле сильнее и по каким правилам определять эту силу. Они понимали, что успех у публики не всегда означает настоящее мастерство. Другой пример. Есть очень популярные телевизионные передачи с заоблачным рейтингом, которые никогда не будут даже номинированы на приз телевизионной Академии. Аудитория судит по одним критериям, специалисты – по другим. Также и у нас в консультировании. Словом, есть немалая разница в оценке квалификации профессиональным сообществом и клиентами. Отсюда цель – ввести в нашу среду профессиональные критерии качества работы консультанта, так сказать, по гамбургскому счету.

Рынку надо посылать сигналы о той градации своего профессионализма, которой пользуются консультанты. Дело самих потребителей консультационных услуг решать, чьими услугами и на каких условиях пользоваться, но наш долг помочь им сориентироваться в растущей массе консультантов для более осмысленного выбора. Значит, через авторитетную сертификацию мы можем повышать качество спроса, развивать нашу клиентуру. Отсюда цель – содействовать повышению управленческой культуры как нашего бизнеса, так и государственного управления.

Ценообразование на рынке консультационных услуг складывается всё ещё хаотично и с гигантскими диспропорциями. Так, достаточно, например, какой-то консультационной фирме или консультанту назваться московскими, как расценки взлетают в несколько раз в сравнении с любыми другими местными. А ведь это совсем не всегда означает превосходство в качестве. Многие консультанты, живущие в регионах, несправедливо страдают от этой, сугубо российской диспропорции. Единый авторитетный сертификат может выравнять оплату консультационных услуг не столько в зависимости от «столичности», сколько от уровня профессионализма. Отсюда цель – помочь квалифицированным консультантам вне Москвы выйти на достойный уровень отношений с клиентурой и с московскими коллегами.

Барьер доверия

Но как обеспечить доверие к сертификатам в условиях едва ли не тотальной инфляции подобных, с позволения сказать, документов. К тому моменту, когда мы решились на эти действия, само слово «сертификат» стало уже изрядно скомпрометировано.
Было найдено двоякое решение:

  • эту работу должны вести наиболее успешные и признанные в нашем сообществе консультанты, чья личная репутация может стать некоторой гарантией качества самого сертификационного процесса;
  • необходимо западное участие в этом процессе для того, чтобы обеспечить непредвзятость, профессионализм и этичность всей этой деятельности

За рубежом тоже обнаружились разные подходы и практики сертификации. Например, Международный институт по организационному развитию, возглавляемый Дональдом Коулом, ввёл понятия «профессиональный консультант» и «зарегистрированный консультант». Последнее из этих двух означает высшую степень признания теми консультантами, кто являются членами данного института. А для первой степени вполне достаточно простого участия в конференциях института. Но эта система сугубо внутриклубная и рассчитанна на так называемых организационных консультантов (в основном это психологи, соединяющие тренинг, коучинг с организационными изменениями).

Гораздо более основательной и распространенной оказалась методология и практика сертификации Международного Совета институтов управленческого консультирования (ICMCI).

Во-первых, ICMCI не является объединением конкретных консультантов, а скорее носителем, автором, владельцем определенного стандарта, не привязанного ни к специфике страны, ни к особенностям конкретного профессионального объединения. Во-вторых, стремительное распространение стандартов ICMCI по миру означает только одно: раньше или позже эти стандарты будут действовать и на территории нашей страны. Наконец, третье, самое важное: стандарты и процедуры ICMCI сейчас самые строгие, продуманные и полноценные из всех прочих. Тогда осталось только ответить на вопрос, как именно войти в сеть ICMCI? На летней конференции АКУОР в 2001 году давний друг российских консультантов голландец Фриц ван ден Берг сделал доклад об истории и практике деятельности ICMCI, поскольку сам когда-то прошел через эту сертификацию и на своей визитке указывает: сертифицированный консультант по управлению. Доклад его вызвал много споров и сомнений на счет того, годятся ли критерии ICMCI для наших местных условий, и сколь значительно будет количество российских консультантов, кто смогут соответствовать этим критериям. Так или иначе, решение было принято – обращаемся к руководству ICMCI с просьбой о принятии нас в их состав.

Кто начнет?

Мы приступили к формированию коллектива инициаторов сертификации, который отвечает именно тем критериям, которые были названы выше. Мы разослали письма всем тем, кого считаем самыми авторитетными в нашем консультационном мире, с приглашением войти в состав такой инициативной группы. Не все откликнулись, но тех, кто проявил интерес, оказалось 16 человек. Вроде бы вполне достаточно. Теперь нужна была степень «легитимизации» новоявленного Комитета по сертификации, как мы решили его назвать. Список участников его мы разослали по всем доступным нам каналам и всем известным нам консультантам с вопросом: кому из них вы бы доверили сертификацию консультантов? Использовали базу данных АКУОР, Клуба консультантов по бизнесу и политике, форума Moscow OD net work - Московской сети консультантов по организационному развитию (у них нет официального фиксированного членства, но время от времени они проводят очные семинары и виртуальные дискуссии на своем сайте). В целом ответы были положительными, кандидатуры были поддержаны.

Но когда дело дошло до конкретной работы, их число резко упало. Это и понятно, ведь потребовалось собираться многократно для обсуждения условий ICMCI, встречных предложений им от нас, собственного видения этой задачи, словом, потребовались временные, интеллектуальные и денежные затраты, которые можно было производить только за счет личного времени (оно у всех в обрез) или за счет рабочего времени (оно у всех платное). Были, правда, и некоторые лица, желающие участвовать в работе этого Комитета по сертификации, кого мы отклонили сами, ибо к числу консультантов высокого класса с достаточной известностью в нашем сообществе они не относились.

В итоге в состав Комитета вошли: Герчиков В.И., Иванов М.А., Павлуцкий А.В., Пригожин А.И., Штерман А.А., Шустерман Д.М. Почти одновременно с нами в ICMCI с той же просьбой обратилась Национальная Гильдия профессиональных консультантов (НГПК), то есть возникла ситуация некоторой конкуренции. Руководство ICMCI прислало в Москву своего представителя Петера Соренсена, главу Датского Института управленческого консультирования, — активного участника ICMCI. Познакомившись с обеими организациями, г-н П. Соренсен по западному обыкновению предложил объединиться и составить единую заявку в ICMCI. Начались переговоры по совместной деятельности в этом направлении, но выявились существенные различия, и в итоге ICMCI сделал выбор в нашу пользу при условии, что мы будем действовать не только от имени АКУОР, но в интересах всего профессионального сообщества, без ограничений для любого консультанта или профессионального объединения, которые обратят за сертификацией. На том и порешили. С согласия ICMCI мы создали Национальный институт сертифицированных консультантов по управлению (НИСКУ).

Теперь возник новый вопрос: кто имеет право начать сертификацию консультантов? Разумеется, это могут быть только те, кто уполномочен самим ICMCI. На наш запрос ICMCI ответил: сертифицировать консультантов могут уже сертифицированные консультанты. Трое из нас, М.Иванов, А. Павлуцкий и А. Пригожин, отправились на очередной Конгресс ICMCI в сентябре 2003 г. в Стамбуле с просьбой пропустить нас через процедуру сертификации. Перед этим мы выполнили поставленные нам условия: послали свои кейсы на английском языке, рекомендации клиентов, описание своих ключевых компетенций и т.п. В рамках конгресса в течение примерно пяти часов мы прошли через соответствующий экзамен. Сначала А. Пригожин, потом М. Иванов, потом А. Павлуцкий (откровенно говоря, мы думали, что все свои экзамены уже сдали, но процедура была захватывающе интересна). Поскольку ICMCI индивидуального членства не имеет, и сертифицируют только национальные институты, то все трое были сертифицированы от имени Датского Института управленческого консультирования, что означало наше временное членство в нем, пока нашему НИСКУ не будет дано полное право на осуществление сертификации от имени ICMCI. Следующим вечером нам торжественно вручили датские сертификаты.

Первые шаги сертификации

Нас уполномочили доработать необходимые сертификационные документы (см. Документы для сертификации). Мы это сделали, пригласив всех заинтересованных, и представили на летней конференции АКУОР и НИСКУ. Одновременно мы провели нечто вроде репетиции реальной процедуры сертификации и первые члены НИСКУ, его учредители (Герчиков В.И., Иванов М.А., Павлуцкий А.В., Пригожин А.И., Штерман А.А., Шустерман Д.М.) представили свои кейсы, ответили на вопросы. Мы получили разные предложения по улучшению процедуры и договорились в январе 2005 г. провести официальную сертификацию желающих, буде такие окажутся. Естественно, что в этой процедуре участвовал и глава Датского Института управленческого консультирования господин П. Соренсен.

Затем нас официально известили, что НИСКУ принят в состав ICMCI с прохождением кандидатского стажа. И только в 2006 году мы получили полное членство с правом самостоятельной сертификации консультантов по управлению в России и СНГ.

 Вот так, уважаемые консультанты, всё и было…