Актуальные статьи
30.09.2013

Бизнес-модель - начало начал


Что важнее - прибыльность или эффективность? Как компания создает ценность и занимает прибыльные ниши?  Как найти и поддерживать удачную модель бизнеса, и какое отношение к ней имеют инструменты управления и эффективности? Статья Владимира Лобукова, СМС, имеющего многолетний опыт разработки и совпровождения внедрения бизнес-моделей, и методическое пособие "Опыт построения и использования бизнес-моделей в малом бизнесе".



Бизнес-модель – начало начал.

 

Владимир Лобуков.
Сертифицированный консультант по управлению.
Доктор делового администрирования.
26 марта 2012 г.
 
Богат я, казны не считаю, а все ж не скудеет добро.
 
Николай Некрасов. Мороз, Красный нос.


 
Пролог.
Принято считать, что успешной может быть та компания, которая предлагает своим клиентам качественную продукцию или услуги, имеет хорошо отлаженную систему управления, грамотный и мотивированный персонал, клиентоориентированную корпоративную культуру, современные производственные, коммерческие и ИТ-технологии и т.п.
Откуда же тогда берутся коммерчески успешные компании, у которых и товар как у всех, и директор без высшего образования, и с клиентами особо не церемонятся,  и о современных технологиях управлении ничего не слышали, и из учетных систем только старые бухгалтерские счеты.
Бизнес-загадка…
Картина, конечно, несколько утрированная, но вспомните, как мы иногда смотрели на своих знакомых бизнесменов или конкурентов и недоумевали: - «Как они умудряются зарабатывать больше нас, проигрывая нам и по опыту, и по компетенциям, и по ресурсам и иногда даже возможностями. Наверное, им просто везет, как тому известному персонажу из русской сказке».
 
У Вас есть бизнес-модель, мистер Фикс?
 
Везение для бизнеса вещь важная, но многое объясняется еще и тем, какая бизнес-модель реализуется в компании.
Основа успешного бизнеса – это, прежде всего - его бизнес-модель. Чем удачнее бизнес-модель сама по себе, тем меньше требований (до определенного момента) она предъявляет к системе управления предприятием, к квалификации персонала и пр.
Удачными могут считаться бизнес-модели, которые способны приносить высокую прибыль на протяжении сколько-нибудь длительного периода времени (до нескольких лет). Именно высокая норма прибыли позволяет компаниям быть менее чувствительными к внутренним неэффективностям. Как сказал топ-менеджер одной из известных нефтяных компаний: - «…когда цена нефти переваливает за $80/ баррель, все разговоры в компании об эффективности заканчиваются…».
Но при этом надо понимать, что в самой бизнес-моделе способствует получению такой нормы прибыли.
Тема бизнес-моделей сравнительно новая, но, что интересно – бизнес-модели присутствуют в работе абсолютно всех компаний – и не так важно, осознаются ли они руководителями бизнеса или просто ведут их безымянной путеводной звездой к коммерческой удаче… или в другую сторону.
Когда предприниматели за столиком в кафе горячо обсуждают новый бизнес-проект и что-то рисуют на салфетке – они рисуют именно модель будущего бизнеса, пусть и неполную, пусть фрагментарную, но уже отражающую все принципиальные моменты.
Бизнес-модель показывает, как компания создает ценности для клиентов, как она при этом зарабатывает деньги и как защищается от быстрого копирования своих действий конкурентами.
Задача-минимум, решаемая бизнес-моделью – обеспечение конгруэнтности  (соответствия) компании рыночному контексту в текущей и среднесрочной перспективе.
В качестве рыночного контекста могут выступать требования клиентов, потребительские свойства аналогичных товаров и услуг, действия конкурентов, существующие технологии, квалификация персонала и пр.
Это отличает бизнес-модель от стратегии, ориентированной и на более далекую перспективу и требующей гораздо более серьезных подходов к своей реализации.
Наша бизнес-практика показывает, что поддержание адекватности существующей бизнес-модели предприятия - более продуктивный путь, чем попытки реализации  глобальных стратегий.
Задачи-максимум, которые могли бы решить прорывные бизнес-модели – от создания совершенно новых путей производства своих товаров и услуг и других способов удовлетворения потребностей клиентов  - до революционных преобразований в своих отраслях.

Скачать полный текст статьи

Скачать Методическое пособие 

 

Add a comment

Your Name(*):
Comment(*):
Code in the picture: This is a captcha-picture. It is used to prevent mass-access by robots. (see: www.captcha.net)