Актуальные статьи
26.02.2015

Что такое кодекс компании?


Статья Аркадия Ильича Пригожина о назначении и содержании кодекса компании.


А.И. Пригожин

Что такое Кодекс компании?

1.   Назначение Кодекса

После определения ведущих ценностей компании, взаимосвязей между ними необходимо озаботиться их воплощением в жизнь, в практику работы. Ценности должны быть переведены в нормы поведения. А нормы эти есть то, как принято поступать в компании, как люди привыкли себя вести. Иначе эти ценности окажутся безжизненными лозунгами. Для такого перевода и нужен Кодекс, который практически свяжет ценности с трудовым поведением.

2.   Содержание Кодекса компании

Кодекс состоит из ряда правил, специфичных для каждой из ценностей. Кроме того, возможны и общие правила – для нескольких или всех ценностей.

Во многих компаниях кодексы бездействуют, потому что их правила составляются без учёта следующих критериев:

1)  правило должно формулироваться так, чтобы отклонения от него были наглядны, могли легко наблюдаться. Например: «не опаздывать на совещания». Если на 1 мин. позже – это опоздание? А на 4? А если вместо этого сформулировать правило: «опоздавшим считается каждый, кто вошёл после ведущего совещание», то сразу вносится определённость;

2)  правило должно быть выше, лучше того, что есть. Например: «оцениваем работу каждого не по мероприятиям, не по затратам времени, а по конкретному результату». Но если у нас так уже принято, то такое правило не нужно;

3)  правило должно формулироваться так, чтобы не допускать разночтений, разногласий в его понимании всеми сотрудниками. Например: «общаться дружелюбно, приветливо». Каждый будет понимать по-своему смысл таких слов.    

4)  правила должны быть посильными, реалистичными, не содержать чрезмерных требований. Например: «нельзя отзываться негативно о компании как в её стенах, так и во вне её». Такое требование совершенно невыполнимо;

3.   Частные кодексы

Кроме общего Кодекса компании полезно разрабатывать частные кодексы, которые регулируют взаимодействие между подразделениями, между членами управленческой команды, для общения с внешними партнёрами, инстанциями и т.д. Они тоже составляются с учётом перечисленных четырёх критериев.

4.   Жизнеспособность Кодекса

Кодекс будет реально действовать, т.е. переводить ценности в поведенческие нормы, если его соблюдение будет регулярно оцениваться на штабных или стратегических сессиях по такой схеме:

1)  Какие правила Кодекса выполняются?

2)  Какие правила Кодекса не выполняются?

3)  Почему не выполняются?

4)  Что нужно изменить, чтобы они выполнялись (переформулировать их, воздействовать на поведение сотрудников и т.д.)?

5) Какие правила надо добавить или упразднить?

Так что, Кодекс – конструкция динамическая, обновляемая.

Add a comment

Your Name(*):
Comment(*):
Code in the picture: This is a captcha-picture. It is used to prevent mass-access by robots. (see: www.captcha.net)