Актуальные статьи
12.05.2014

Непродуктивная "виртуалистика"


Статья сертифицированного консультанта по управлению, генерального директора консалтинговой группы "Сплан"  Шевченко Сергея Григорьевича.
В статье автор пытается показать, что засилье электронных средств коммуникаций в реальном бизнесе является пагубным, снижающим эффективность каждодневных экономических процессов.


Непродуктивная «виртуалистика»

-     
Сынок, сходи в магазин.
-       А волшебное слово!
   -  Интернет отключу!
-Уже бегу, бегу!

Автор этой статьи более двадцати лет работает в сфере управленческого консалтинга.

И, исходя из собственного опыта, может заключить – переизбыток электронных средств коммуникаций снижает качество деловых взаимодействий.

Даже не будем здесь затрагивать личные и семейные отношения, которые формируются с помощью мобильных телефонов, – это отдельная тема. А суть настоящей статьи – как быть с «электронными» средствами деловых коммуникаций.

У медали есть обратная сторона

Понятие «виртуалистика», как особая философская категория, было введено в научную теорию в 90-ых годах прошлого века Н. А. Носовым, также как и соответствующий термин.

В статье не рассматриваются общие принципиальные вопросы формирования этой концепции и её структуры – реальности телесности, сознания, личности, индивидуальности воли, а также её значения для теории и практики управления и организационного развития. 

В настоящее время, в текущей деловой практике, под этим, в основном,
понимается – совокупность современных информационно-технологических решении по дистанционному управлению процессами (анализ, выработка решений, выдача управляющих воздействий и последующий контроль).

Благодаря ноутбукам, мобильным телефонам, смартфонам, айпэдам и прочим достижениям электроники и телекома, мы получили возможность быть все время в режиме «он-лайн». И это на порядки повысило эффективность бизнеса и открыло новые горизонты. Но у медали есть и обратная сторона.

Одна из серьезнейших опасностей новых технологий, как комплекса средств виртуализации – это снижение внимания и, как следствие, качества решений каждой конкретной задачи. Вспомните любое совещание в Вашей компании. Сколько людей внимательно слушало и активно участвовало в дискуссии? А сколько было постоянно погружено в свой мобильный телефон или ноутбук? [2].

Совершенно неважно, что именно ваши сотрудники писали друзьям или знакомым - возможно, они тоже решали другие рабочие вопросы.

Всем кажется, что небольшое отвлечение на письмо или звонок  не сильно скажутся на эффективности. Но происходит иначе: все начинают отвлекаться все больше, все чаще и чаще, а потом попытка посмотреть в экран становится привычкой.

С электронной почтой все еще хуже, потому что здесь дело касается личной эффективности сотрудника, времени, когда он работает один: почта открыта целый день и настроена на оповещение о входящих письмах. И начинается вмешательство в почту, как только пришло новое письмо.

Сотрудник большой компании может получать более сотни писем в день,  средней организации – десятки. Режим работы становится рваным, потому что каждые 10-20 минут он отвлекается на новое письмо. Ситуация усугубляется тем, что во многих компаниях принято ставить в список рассылки имена сотрудников всех подразделений, которые имеют хоть какое-то отношение к делу [2].

Что из этого следует? Потеря концентрации приводит к снижению глубины погружения в предмет и к потере качества принимаемых решений. По большому счету, уже не сотрудник, а почтовая программа начинает управлять его рабочим временем и расставлять за него приоритеты.

На первый взгляд, проблема может решаться очень просто: надо смотреть электронную почту по графику, а на все остальное время её отключать. С мобильниками и ноутбуками еще проще - выключать на время совещаний. Но на практике почему-то такой подход не всегда получается [2].

Кажется, что это уже стало серьезной проблемой, поэтому и руководителям бизнеса стоит заняться ею  всерьез.

 Кроме того, следует помнить о повальном увлечении наших коллег  присутствием в виртуальной социальной среде (в так называемых «социальных сетях») [4].

Виртуальная социальная среда – может ли она использоваться                    в деловой практике?

До недавних пор считалось,  что особенностями Интернета, как среды социальных взаимодействий, является слияние информационных и социальных технологий. Предполагалось, что в ближайшие годы это станет передним краем развития Всемирной сети [4].

При этом обнадеживающими факторами признается то, что основными тенденциями виртуализации становятся:

- установление отношений между пользователями;

- поиск контента (от английского “content” – содержание);

- личностное самопредъявление и развитие.

На самом деле, на практике, это пока приводит к непродуктивному использованию сотрудниками рабочего времени – к большой радости Интернет-провайдеров.

Тем большие сомнения вызывают предложения некоторых представителей бизнеса (в частности, консалтингового) использовать этот ресурс в деловых коммуникациях.

Вот как это, например, реализовано на одном из сайтов:

1)    делайте ссылку на статью в фейсбуке и комментарии к ней;

2)    по ссылке открывайте соответствующий сайт (на нем нет механизма обсуждения), но есть переход на страницы в социальных сетях.

Совершенно удивительными для деловой бизнес-практики являются утверждения типа: «Надо максимально встраиваться в Интернет-пространство и выносить обсуждения в открытые социальные сети. Там их проще найти – многие там бывают, и там больше аудитория, которой это может быть интересно…» – из переписки по Совету НИСКУ (Национальный Институт сертифицированных консультантов по управлению)  – октябрь 2012 г.

Теле - и скайп - конференции

Следует признать, что реальная сила новых коммуникационных технологий заклю­чается не в повышении эффективности старых процессов, а в том, что они позволяют отказаться от старых правил и создать новые приемы работы.

Очевиден посыл: потребности и стремления людей опре­деляются их пониманием того, что возможно. Технологи­ческие прорывы делают реальностью то, о чем люди еще не знали и даже – ещё не подозревали. Это по­нятный и простительный «недостаток».

Вспомним, например, телеконференции. При наличии у сотрудников ка­бинетов со специальным оборудованием эта технология позволяет людям слышать, видеть друг друга и работать вместе, хотя их могут разделять большие расстояния. Сначала большинство организаций думали, что  ценность телекон­ференций — в снижении командировочных расходов, но в этом отношении  телеконференции потерпели неудачу, суть которой стала позже понятна. Люди ездят на деловые встречи не только за информацией, но и по другим важным причинам. Поездка на другой конец города или страны — это ресурс, который свидетельствует о важности отношения к обсуждаемой теме. Вероятно, невербальное общение на личной встрече важнее произнесенных слов. Поэтому не удивительно, что в большинстве компаний телеконференции мало повлияли на снижение командировочных расходов [6].

Но это не значит, что телеконференции бесполезны. Они ценны тем, что преобразуют приемы работы, хотя и  не снижают ее издержки.

При этом, очевидно, что современные информационные технологии являются незаменимым фактором бизнеса, и их важность в этом процессе трудно переоценить. Но не следует думать, что такие технологии являются единственным важнейшим неотъемлемым элементом деловой практики.

От чего есть реальная отдача в бизнесе

Отдельный вопрос – о попытках организовать бизнес (особенно в сферах интеллектуальной деятельности) дистанционно, через систему вольнонаемных сотрудников  – «фрилансеров».

Консультанты по управлению уже давно поняли, что максимальную отдачу от члена коллектива можно получить, лишь обратившись к его личности, предоставив ему возможность соединить свой ресурс с целями организации:

«Формулируй свою задачу. И мы скоординируем ее решение под общую целевую установку» [3].

По большому счету, здесь речь идет о побуждении сотрудника к принятию им наиболее органичных для него ролей в организации.

Это дает возможность «расширить диапазон восприятия человека, задействовать его резервы, … разбудить дремлющий, гигантский запас человеческой энергии и возможностей, превратить его в ресурс» [1].

При всей своей эффектности, этот тезис не является средством на все случаи деловой жизни.

Ибо, как показывает практика,  помимо этого, для эффективной деятельности необходимы некоторые «дополнительные» условия:

1 – изначальная ответственность сотрудника в административной структуре, подкрепляемая, возможно, определенными стимулами и средствами дисциплинарного воздействия;

2 – корпоративные идеология и культура, опирающиеся на внутренние деловые традиции;

3 – как это ни покажется странным, – необходимая интенсивность «живых» коммуникаций между членами коллектива.

Для реального воспроизведения отдачи в бизнесе нужны не фрагменты воспоминаний индивидуалов о совместном участии в некоторых проектах, а целостная идеология коллективной деятельности в компании.

Понятно, что соблюдение этих условий возможно только в уже состоявшейся организации, так как требует – общей инфраструктуры для совместной работы, совместных традиций, финансовых резервов [5]. Не отрицая, разумеется, огромной пользы современных информационно-компьютерных технологий.

 Для начинающих коммерческих организаций может быть использован энтузиазм и первичная работоспособность, с возможной небольшой стартовой финансовой помощью.

Остальным можно порекомендовать меньше «заигрываться» Интернетом и прочими техническими средствами «виртуалистики», а больше общаться по-человечески, в живую. Ничто не может заменить полноценного человеческого общения. В том числе, и в деловой сфере.

Литература

  1.  Дудченко В. С. «ММК в лицах», том II. – М.:  Фонд Щедровицкого Г. П., 2007 г.
  2. Печерский А. «Заметки на полях: как мобильник, электронная почта и социальные сети снижают производительность труда сотрудников компаний» – М., АСКОНКО, 2012 г.
  3. Пригожин А.И. Методы развития организаций. – М.: МЦФЭР, 2003. –         864 с.
  4. Растянников П. В.  «Управление виртуальной социальной средой: концепты и опыт консультирования». Доклад в Институте философии РАН,     24.09.2012 г.
  5. Шевченко С. Г. Национальный доклад «Опыт системного анализа для Объединений консультантов по управлению» – М.: Компания «СПЛАН», 2011 г. – 35 л.
  6. Хаммер М., Чампи Д. Реинжиниринг корпорации. Манифест корпорации в бизнесе. – М.: Изд. «Манн, Иванов и Фербер», 2011. – 283 с.

Add a comment

Your Name(*):
Comment(*):
Code in the picture: This is a captcha-picture. It is used to prevent mass-access by robots. (see: www.captcha.net)